Россия, построив такую морскую платформу, сделала стремительный шаг в развитии бурения на шельфе, особенно, в условиях Арктики.
Не успел об этом сказать И.Фёдоров, как новость опубликовали все СМИ. А ведь на планёрке у губернатора НАО обсуждаются другие немаловажные вопросы, и энергетика, и соцвопросы.
Строительство Приразломной - это отдельная история.
Строить платформу стали ещё в далёком 1996 году в Северодвинске на Севмаше. Тогда уже шла перестройка, и строить, наверное, стали по инерции. Поэтому и достроить тогда не смогли. Да, в то время платформа была бы уже никому не нужна.
В прошлом веке проект морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) Приразломная был уникален по своей новизне и технологическим решения.
Строительство возобновили в 2002 году.
Строить стали по традиционной нынешней российской технологии.
Подводная часть, кессоная, строится силами российского предприятия Севмаш, а верхнюю часть должны были заказать у иностранных компаний, которыми , например, могли быть южнокорейцы.
По такой схеме сработал Выборгский завод, построивший только опорное основание платформы Северное Сияние, верхнюю часть построили южнокорейцы.
Однако даже такой план в данном случае не прошёл. В последний момент решили сэкономить, и купить готовую , бывшую в употреблении платформу, и верхнюю часть поставить на российское опорное основание. Так и сделали. Пригнали из Норвегии б/ у платформу с красивым именем Hutton , которую готовили к списанию, срезали верхнюю часть и присоединили к опорному основанию. Нужно сказать, что при использовании Hutton удалось бы сэкономить около 300 млн долл США. Однако, зимовка в Мурманске показала, что и жилой блок, и некоторые агрегаты "норвежки" не приспособлены к условиям российской Арктики. В итоге около 70% оборудования и объектов верхнего основания пришлось устанавливать заново.
С 2006 года МЛСП на плаву.
На данный момент на платформе ведутся заключительные работы на 35-м судоремонтном заводе в Мурманской области.
Закончен монтаж главных и вспомогательных генераторов, отвечающих за энергоснабжение МЛСП, ведется их пусконаладка. Завершаются электромонтажные работы на буровом оборудовании.
Идет доукомплектация и проверка системы ликвидации аварийных розливов нефти.
Проводятся пусконаладочные работы системы обеспечения жизнедеятельности персонала.
Полностью готовы к эксплуатации системы эвакуации и противопожарной безопасности.
Согласно плану, к транспортировке платформа должна быть готова уже в августе.
После того, как Приразломная будет спущена на воду, она должна быть зарегистрирована в государственном морском реестре в течение месяца.
После регистрации платформа получит «порт приписки», которым станет морской торговый порт Нарьян-Мара.
Завершение строительства намечено на 10 августа.
Вскоре после этого платформа будет транспортирована к месту работы.
Планируется, что транспортировка займет не менее 10 суток, и при благоприятных погодных условиях к началу сентября платформа встанет на точку.
Уже готовы к перевалке 100 тыс тн бутового камня, предназначенного для укрепления основания платформы на морском дне.
Торжественная церемония, посвященная завершению строительства, пройдет в Мурманске.
Даже сейчас платформа является уникальным нефтедобывающим объектом.
Дело в том, что здесь сложные природные условия. Зимой нередки температуры 40 градусов ниже нуля, сильные шквалистые ветры со скоростью 30 м/сек. Лёд – это отдельная проблема. Мало того, что устойчивой ледяной покров держится в течение 7 месяцев в году, а его толщина может достигать 2 метров. Так ещё образуются торосы толщиной до 8 метров из-за частых штормов и продолжительных штормов, которые по данным метеорологов в этом районе бушуют около 180 дней в году. При этом высота волн может достигать 13 метров.
На платформе создана система «нулевого» сброса в море отходов бурения и производства, которые будут закачиваться в специальные поглощающие скважины или при необходимости собираться в контейнеры и вывозиться на берег для последующей утилизации. Попутный нефтяной газ будет использоваться для нужд платформы.Экологическая "продвинутость" инженерных решений должны понравиться WWF.
Приразломная займется разработкой Приразломного месторождения в юго-восточной части Баренцева моря (так называемое Печорское море).
Начальные суммарные ресурсы углеводородов континентального шельфа России составляют около 100 млрд т у. т., из которых около 80% — газ.
Основные ресурсы углеводородов (более 80%) сосредоточены в недрах Баренцева, Печорского, Карского и Охотского морей. При этом в недрах Баренцева и Карского морей преобладают газ и конденсат, в Печорском море — нефть, Охотское море обладает ресурсами нефти и газа.
После установки платформы планируется начать активное бурение и добычу нефти со дна моря.
Длина и ширина платформы составляют 126 метров, вес платформы (без балласта) — 117 тыс. тонн.
200 человек экипажа могут работать на платформе круглый год.
Добывающая мощность платформы 19 тыс тн нефти/сутки.
Объём резервуаров для хранения нефти перед отправкой составляет 120 тыс м3.
Исходя из этих объёмов можно предположить, что обслуживание платформы будут небольшие ледовые танкеры типа Supramax дейдвейтом до 70 тыс тн.
Приписка Приразломной порту Нарьян-Мара очень перспективна для НАО, так как позволит значительно увеличить поступления в бюджет округа за счет налога на имущество, который будет ежегодно поступать в бюджет округа.
Ожидается, что первые платежи пополнят бюжет округа уже в 2012 г.
И.Фёдоров с самого назначения на пост губернатора НАО стремится развивать в регионе нефтегазовую инфраструктуру.
По его словам, без участия нефтяников и газовиков в реализации региональных социально-экономических проектов и без социального партнерства, работа по добыче углеводородов на территории НАО не будет эффективной. Губернатор всегда делал акцент на том, что жители Крайнего Севера хорошо знают, какие объекты построены на средства компаний, какие мероприятия состоялись при их финансовом участии.
И.Фёдоров назвал своей главной целью как можно более быстрое превращение Печоро-Тиманья в регион с комфортными условиями проживания, модернизируя энергосистему региона, поддерживая авиацию, окружные транспортные предприятия, привлекая нефтяников и власти страны для развития инфраструктуры. Неудивительно, что губернатор заинтересован в приписке Приразломной порту Нарьян-Мара. Больше доходов, больше действий по преодолению «разорванности» территории с Большой землей, а Нарьян-Мара - с сельскими населенными пунктами НАО.